Известно, что речевые способности развиваются у человека в самом раннем, дошкольном возрасте, и родителям очень важно в этот период научить ребёнка говорить правильно. Хорошей помощью для этого, помимо примерной речи самих родителей или воспитателей, являются игры для развития речи дошкольников. Какие это игры и в чём их практическая польза? И каким образом тем, кто учит маленького ребёнка, лучше всего внедрить их в процесс обучения? Ответам на эти вопросы посвящена данная статья.
Существует большое количество игр для развития речи детей дошкольного возраста, но все их связывает нечто общее. Они, во-первых, помогают деткам разработать собственный артикуляционный аппарат, проще говоря, речеобразующие органы. Во-вторых, такие игры служат для развития и упрочнения тесной связи между родителями и детьми. Кроме того, эти игры помогают ребёнку учиться сопоставлять вещи, факты и явления, делать правильные выводы, развивать мыслительные способности и самоанализ, что в дальнейшем очень пригодится ему в период школьного обучения и в общении со сверстниками и людьми старшего возраста. Одним словом, игры для развития речи служат благородной цели всестороннего развития маленького человека.
Стоит отметить один немаловажный аспект: игры не должны превращаться в муштру и «обязаловку». Иначе ребёнок будет ощущать постоянное давление и стресс, что, скорее всего, негативно скажется на нём в будущем. Из-за этого он может вырасти неудовлетворённым собой человеком с низкой самооценкой либо станет требовательным к себе и другим максималистом и даже тираном. В общем, не стоит растить из малыша гения, ожидая от него слишком многого. Необходимо учитывать возраст и ограниченные возможности ребёнка, налагаемые особенностями его психики, поведения и моторики.
Теперь рассмотрим подробнее сами речеобразующие игры, точнее, основные подходы, применяющиеся опытными логопедами и педагогами.
Игры для развития речи с помощью картинок
Этот тип игр используется чаще всего, так как визуальные образы способны привлечь внимание маленького непоседы и надолго отложиться в зрительной памяти. Активно применяются различные обучающие карточки и схемы; рисунки, изображающие зверей, детей или известных мультперсонажей; сюда же включаются различные рисованные ребусы, шарады, кроссворды и загадки. Также сегодня доступны множество сайтов, где можно найти игры для развития речи дошкольников на любой вкус и цвет. Визуализация некоторых из таких игр на высоте, так что их можно с успехом применять.
Игры, развивающие речь с помощью предметов
Эти игры включают в себя использование кубиков, игрушек (машинки, куклы, солдатики и т.п.), конструкторов типа лего и вообще самых различных предметов. Такие игры очень развивают воображение, аналитическое восприятие окружающей действительности и созидательно-конструктивные способности ребёнка. При этом взрослый (мама, папа, воспитатель) либо общается со своим чадом, называя эти предметы и составляя из них композиции и одушевляя некоторые из них, либо показывает изображение предмета и сам предмет и просит ребёнка повторить название или найти предмет в комнате по картинке. Все эти способы, конечно, можно (и нужно) варьировать и комбинировать друг с другом. Например, один знакомый автору родитель вместе с ребёнком из обыкновенных книжек делал «замок» со стенами и башнями, расставлял по периметру, а также внутри и снаружи получившейся «крепости» имеющиеся игрушки и играл в «старинный город». При этом ребёнок считал количество предметов, задействованных в игре, произносил вслед за отцом их названия, был активно задействован в роли «градоначальника». В конце игры обязательно был «бонус» в виде вкусной конфеты или мандаринки. Думается, о пользе метода, применённого этим родителем, и говорить не надо, настолько она очевидна. А фантазия может быть безграничной.
Игры с использованием текстов, скороговорок и стишков
Этот вид игр очень необходим для развития речевых способностей дошкольников, так как при этом задействуется максимальное число областей головного мозга. Ребёнок при этом представляет себе то, о чём говорится, учится мыслить «в картинках». Также в этом случае развивается ассоциативно-образное мышление маленького человека; повторяя четверостишия, он учится правильному произношению и хорошей дикции; проговаривая скороговорку – развивает свои органы артикуляции. Включив в такие игры пение, помимо вышеперечисленного, можно с раннего детства помочь детям научиться правильно дышать, соблюдать осанку, иметь хороший музыкальный слух. Талантами, как говорится, не рождаются, талантами становятся.
Даже обыкновенное чтение книжки вместе с ребёнком при кажущейся простоте и банальности даёт замечательные, проверенные временем результаты. Но читать, естественно, нужно с выражением и воодушевлением, с «огоньком», одним словом. При этом следует учитывать утомляемость и возраст, а также индивидуальность и предпочтения ребёнка. С детьми старшего дошкольного возраста можно поменяться ролями: пусть он почитает взрослому, задаст ему вопросы. Пусть почувствует себя в роли воспитателя: детям это очень нравится и учит их быть сочувствующими и ответственными.
Разнообразие для разносторонности
Как видим, игры для развития речи у детей дошкольного возраста могут быть самыми разными, это - обширное поле для деятельности и применения навыков воспитания. Также с помощью игр для развития речи ребёнок развивается разносторонне. Не следует лишь слишком переутомлять детей и выдвигать к ним неразумные требования, ожидая слишком быстрых или максимальных результатов.
И ещё одно слово предостережения для пап и мам. Не нужно забывать, что полноценно заменить хорошее общение между ребёнком и родителями не способны ни мультфильмы (даже с хорошим содержанием), ни интернет-игры, ни тем более самостоятельное «путешествие» малыша по дебрям Интернета. Пускать на самотёк процесс развития речевых и всех прочих способностей ребёнка то же самое, что оставить его в одиночестве на улице с оживлённым движением автотранспорта: ничего хорошего из этого не выйдет.
Источник - womanweek.net